02.11.2024
"Разрешительный режим на кассах"
Приложение
Пресс-релиз Разрешительный режим на кассахС 1 апреля 2024 года поэтапно вводится режим проверок на кассах для товаров, подлежащих маркировке, для следующих категорий: табак, пиво, молочная продукция, упакованная вода, антисептики, БАД, обувь, фотоаппараты, шины, одежда, духи и безалкогольные напитки.
С этой даты поэтапно наступает запрет продажи товара, подлежащего обязательной маркировке, если при проверке кода маркировки на кассе верхнеуровневое кассовое ПО выдало ошибку.
Как происходит проверка на кассе товара с маркировкой?В режиме онлайн кассовое программное обеспечение обращается
к системе маркировки "Честный знак" по каждому коду маркировки. Если по данным из системы маркировки продажа товара запрещена, программное обеспечение уведомляет об этом продавца.
Проверка в режиме офлайн применяется в случаи, когда связь
с информационной системой маркировки невозможна по техническим причинам. В этом случае решение о продаже товара с маркировкой принимается на основании данных из локальной базы данных продавца.
в системе маркировки отсутствует информация о маркировке средствами идентификации товара;
в системе маркировки отсутствуют сведения о вводе в оборот товара или нанесении кода маркировки на товар;
товар выведен из оборота;
срок годности истек;
товар запрещен к реализации по решению органов государственного контроля (надзора);
цена реализации товара ниже или выше максимальной розничной цены;
код проверки кода маркировки не соответствует характеристикам средства идентификации.
Поскольку случаи запрета продаж из-за отсутствия или некорректности информации о коде маркировки в системе уже предусмотрены действующим законодательством, введение режима проверок на кассе и контроля со стороны кассового программного обеспечения помогает продавцу соблюдать правила продажи товаров с маркировкой.
Сроки запуска разрешительного режимаВведение разрешительного режима вводится в несколько этапов
и имеет отличия по срокам для товарных групп, категорий продавцов
и применения проверок в онлайн и офлайн режимах.
С 1 апреля 2024 года - режим онлайн проверки стал обязательным для табачных изделий, пива и слабоалкогольных напитков в кегах. С этой же даты контроль за максимальной розничной ценой (МРЦ) становится обязательным для табачных изделий.
С 1 мая 2024 года - режим онлайн проверки стал обязательным
в крупных торговых сетях для упакованной воды и молочной продукции.
Под крупной торговой сетью понимается пятьдесят и более торговых точек, которые принадлежат одному или нескольким юридическим лицам, входящим в единую группу в соответствии с Федеральным законом
"О защите конкуренции", или используются под единым коммерческим наименованием или иным средством индивидуализации.
С 1 сентября 2024 года - режим онлайн проверки стал обязательным для молочной продукции и упакованной воды для всех участников оборота, включая мелкорозничные торговые объекты.
С 1 ноября 2024 года - режим онлайн проверки становится обязательным для пива и слабоалкогольных напитков в потребительских упаковках, антисептиков, БАДов, обуви, фотоаппаратов, шин, одежды, духов.
С 5 февраля 2025 года - режим онлайн проверки становится обязательным для безалкогольных напитков, указанных в пп. "а" п. 3 Постановления №887.
С 1 апреля 2025 года - вводится проверка в режиме онлайн наличия сведений о вводе в оборот молочной продукции для всей розницы.
С 1 марта 2025 года - становится обязательной проверка в режиме офлайн для всех товарных групп, кроме безалкогольных напитков.
С 1 июня 2025 года - режим онлайн проверки становится обязательным для безалкогольных напитков, указанных в пп. "б" п. 3 Постановления №887, а также становится обязательной проверка в режиме офлайн для всех товаров товарной группы безалкогольные напитки.
Как подготовиться рознице к старту режима проверок на кассах?а) случаи применения контрольно-кассовой техники в режиме,
не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов
в налоговые органы и оператору информационной системы мониторинга
в электронной форме через оператора фискальных данных;
б) продавцов, которые подпадают под действие положений абзаца восьмого пункта 2 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации";
в) продавцов, которые не являются участниками оборота товаров
в соответствии с правилами маркировки отдельных видов товаров,
в отношении которых введена обязательная маркировка;
г) случаи продажи товаров предприятиями общественного питания, когда при розничной продаже в фискальном документе вместо кода маркировки указывается код товара, входящий в состав кода идентификации, определяемый по установленным форматам фискальных документов;
д) случаи предложения к реализации (продаже) товаров посредством торгового автомата;
е) случаи продажи товара по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке товара со склада хранения для доставки потребителю с одновременной подачей в информационную систему мониторинга сведений о выводе из оборота товара.
Согласно части 16 статьи 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2008 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему маркировки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление и (или) нарушение порядка и сроков представления в информационную систему маркировки сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 15.12.1 КоАП РФ.
Таким образом, с 1 апреля 2024 года участники оборота, осуществляющие розничную продажу товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с использованием контрольно-кассовой техники и не выполняющие обязательных требований, предусмотренных постановлением № 1944, по передаче
в информационную систему маркировки сведений при сканировании средства идентификации на товаре на кассе (посредством запросов
на проверку кода маркировки) и автоматизированных обращений
в информационную систему маркировки (в целях формирования
и актуализации у участника оборота баз данных кодов идентификации), могут быть привлечены к ответственности по статье 15.12.1 КоАП в виде наложения административного штрафа: для должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; для юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).
По данным оператора системы маркировки ООО "Оператор ЦРПТ"
с 1 апреля 2024 года сведения о продажах табака и разливного пива без проверок кода маркировки передаются в Роспотребнадзор.