15.02.2024
Инструкция по фиксации факта предоставления некачественных ЖКУ
Для получения перерасчета за некачественные коммунальные или жилищные услуги (отопление, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, вывоз коммунальных отходов, содержание общего имущества) потребителю необходимо подтвердить данный факт, закрепив его документально в установленном законом порядке. Помните, если ненадлежащее качество предоставления коммунальной услуги не подтверждено соответствующим актом, проведение перерасчета возможно только в судебном порядке.
Шаг 1. Сообщите о нарушении качества ЖКУ в аварийно-диспетчерскую службу (АДС) своей управляющей организации (УО), либо в случае заключенного прямого договора на предоставление коммунальной услуги - ресурсоснабжающей организации. Сделать это можно как в письменной, так и в устной форме (в том числе по телефону). Номер АДС можно узнать в квитанции на оплату услуг ЖКХ, на сайте вашей УО или на портале ГИС ЖКХ. При обращении необходимо сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес квартиры, где обнаружено нарушение, вид некачественной услуги, а также ваш контактный телефон. Сотрудник АДС обязан назвать вам свою должность и фамилию, время и номер регистрации вашего сообщения в журнале регистрации. Если на момент вашего обращения сотруднику АДС известна причина нарушения качества ЖКУ, он обязан сообщить вам об этом, сделав отметку в журнале. Такая отметка является признанием факта предоставления некачественных услуг.
Шаг 2. Согласуйте с сотрудниками УО время проверки качества услуги. Проверка должна быть проведена не позднее двух часов с момента вашего обращения в АДС либо, с вашего согласия, позже в удобное вам время.
Шаг 3. Примите участие в проверке. В квартиру должны прийти представители УО, произвести необходимые замеры и составить акт. В нем указываются дата и время проверки, использованные измерительные приборы, результат проверки (например, температура воды или воздуха в квартире), нарушение параметров качества, дата и время начала предоставления некачественной услуги или вывод о том, что она соответствует нормам. Если вы с чем-то в акте не согласны, внесите в него свои замечания. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых должен быть передан вам.
Шаг 4. В ходе проверки между вами и представителями УО может возникнуть спор относительно качества услуг. Или бывает так, что на момент прихода проверяющих всё в порядке, а потом опять начинаются проблемы. В таких случаях необходимо решить способы дальнейшей проверки качества ЖКУ. По инициативе любой из сторон можно привлечь независимого эксперта, но его услуги являются платными.
Шаг 5. Если не удалось сообщить о некачественной услуге в АДС из-за того, что она не работает круглосуточно или представители УО в указанные сроки для проведения проверки так и не явились, составьте акт самостоятельно. Для этого пригласите председателя совета дома (ТСЖ, ЖСК, ЖК) и двух соседей. В их присутствии произведите необходимые замеры и зафиксируйте это в акте. Копию указанного акта направьте УО. Самостоятельное составление акта не отменяет проверку качества услуги со стороны УО, сотрудники которой после получения вашего акта обязаны прийти к вам и составить свой (шаг 3).
Кроме того, в последние годы суды принимают во внимание и другие средства доказывания (аудио- и видеозаписи, показания свидетелей и т. п.).
Шаг 6. Составленный акт о некачественном предоставлении услуги направьте исполнителю коммунальной услуги для проведения перерасчета (в случае заключенного прямого договора на предоставление коммунальной услуги между собственниками многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация).
Если после подачи заявления о проведении перерасчета с приложением подтверждающих документов (акта проверки качества коммунальной услуги) в следующем платежном документе перерасчет платы за коммунальную услугу не произведен, потребитель может обратиться в надзорный орган для проведения проверки.