Волгоград – административный центр Волгоградской области, расположен в 1073 км к юго-востоку от Москвы на изгибе нижнего течения р. Волги и протянулся вдоль волжского берега более чем на 70 км. Волгоград характеризуется крупным индустриальным, транспортным, научным и культурным потенциалом. Площадь земель в городской черте составляет свыше 859 кв. км. Население Волгограда – 1016 тыс. человек, или около 40% от численности населения Волгоградской области.
Интегральный рейтинг по городам-миллионникам Российской Федерации свидетельствует о низких и средних позициях Волгограда среди референтных городов по состоянию на конец 2015 года.
Наиболее существенно отставание от мегаполисов-лидеров по величине расходов бюджета на душу населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, вводу в действие жилых домов, количеству предоставленных жилищных кредитов, естественному приросту на 1000 чел. населения, общей площади жилых помещений в расчете на 1 жителя. Необходимо отметить, что по некоторым показателям Волгоград занимает ведущие позиции: по индексу физического объема оборота общественного питания и развитию социальной инфраструктуры.
Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Волгограда по итогам 2015 года и описание внутренних и внешних условий и факторов развития, угроз и преимуществ, сильных и слабых сторон Волгограда приведены в приложении 1 «Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Волгограда по итогам 2015 года и описание внутренних и внешних условий и факторов развития, угроз и преимуществ Волгограда» к стратегии.
Анализ развития Волгограда показывает наличие следующих основных тенденций.
2.1. Человеческий капитал
Численность населения Волгограда на 01 января 2016 г. составила 1016,1 тыс. человек (в 2006 году – 1020 тыс. человек). Одна из тенденций – это перспектива сокращения населения Волгограда в результате сохранения низкой рождаемости и постепенного старения населения. В соответствии с критериями оценки Всемирной организации здравоохранения рождаемость в Волгограде за рассматриваемый период характеризуется как низкая (2015 год – 11,7 случая на 1000 человек), смертность (2015 год – 13,2 случая на 1000 человек) – средняя.
Вместе с тем за 9 лет показатель рождаемости увеличился с 8,7‰ в 2006 году до 11,7‰ в 2015 году.
К позитивным тенденциям также следует отнести снижение значений показателей естественной убыли населения с – 4,7‰ в 2006 году до – 1,5‰ в 2015 году и снижение показателей младенческой смертности. Миграционный прирост минимально положительный (не компенсирующий естественную убыль): по данному показателю сохраняется отставание от городов-миллионников Российской Федерации, что характеризуется высоким оттоком населения. Одной из негативных тенденций является рост оттока молодежи в соседние города, а значит, и отток трудовых ресурсов высшего качества.
В целом по динамике численности населения Волгоград занимает одно из последних мест среди городов-миллионников Российской Федерации и при ухудшении динамики в долгосрочной перспективе рискует потерять статус города-миллионника.
Муниципальная система образования насчитывает 378 муниципальных образовательных учреждений, в том числе 212 дошкольных образовательных учреждений, 146 общеобразовательных учреждений, 19 учреждений дополнительного образования, 1 учреждение дополнительного профессионального образования. За прошедшие 10 лет устранен дефицит мест в детских садах для детей от 3 до 7 лет. В дальнейшем прогнозируется рост численности обучающихся, в связи с чем необходимо строительство новых школ (12 школ) в микрорайонах активной жилой застройки во всех районах Волгограда.
Важным показателем социального развития Волгограда является обеспеченность населения спортивными сооружениями, которая за прошедший период возросла в среднем на 30%, за исключением обеспеченности бассейнами, где динамика роста невысокая (2006 год – 10,4% от социальных норм, 2015 год – 13,7%).
Вместе с развитием спортивной инфраструктуры стабильно растет доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, (с 2006 года она увеличилась более чем в 2 раза). По этим позициям Волгоград занимает средние места в сравнении с другими городами-миллионниками Российской Федерации.
2.2. Экономика
С точки зрения геоэкономики (степень влияния города на территорию), Волгоград относится к типу «регионального индустриального центра», то есть служит центром промышленности и логистики, несет основную нагрузку по переработке, оказывает важное развивающее воздействие на окружающую территорию.
Волгоград является многоотраслевым промышленным центром с преобладанием отраслей тяжелой индустрии. Доля объема промышленной продукции Волгограда в общем объеме производства Волгоградской области составляет около 60%.
На территории Волгограда находятся предприятия добычи полезных ископаемых, энергетики и обрабатывающих производств. Всего на территории Волгограда зарегистрировано 2279 крупных и средних промышленных предприятий, тогда как в 2006 году – 3176 промышленных предприятий (очевидно существенное сокращение в качестве устойчивой тенденции).
В структуре отгруженных товаров, выполненных работ и услуг промышленных видов деятельности приходится:
85% – на предприятия обрабатывающего сектора;
8% – на предприятия производства и распределения электроэнергии, газа и воды;
7% – на предприятия добычи полезных ископаемых.
В сравнении с городами-миллионниками Российской Федерации Волгоград занимает по показателю «объем обрабатывающего производства» 4 место.
Среди отраслей обрабатывающих производств наибольший вес имеет производство нефтепродуктов – 67%. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство пищевых продуктов, а также машиностроение обеспечивают по 8% от всего объема обрабатывающих видов деятельности, химическое производство – 5%.
Наблюдается замедление темпов роста индекса физического объема производства (с 105,3% в 2006 году до 101,9% в 2015 году). Удельный вес убыточных организаций в общей численности организаций остается стабильно высоким – около 30%. За прошедший период многие производства были законсервированы или приостановлены (ВОАО «Химпром», ОАО «СУАЛ» филиал «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской Алюминиевой компании», ООО «Волгоградский завод труб малого диаметра» и т.д.).
Основными ограничениями, оказывающими влияние на развитие промышленного комплекса Волгограда, являются:
низкий технологический уровень большинства производств;
прогрессирующая инновационно-технологическая отсталость промышленных предприятий;
банкротство и предбанкротное состояние ряда ведущих предприятий;
риски ограничения внутреннего кредитования, что ухудшает и ограничивает ресурсную базу производителей;
устойчивая тенденция сокращения численности работников крупных и средних промышленных предприятий Волгограда.
В условиях демографических и экономических ограничений численность занятого населения в экономике постоянно сокращалась и составила в 2015 году 482,4 тыс. человек при наличии 543,6 тыс. человек экономически активного населения Волгограда.
В части инвестиционной деятельности основное направление использования инвестиций связано со строительством зданий (кроме жилых) и сооружений (62,6%) и приобретением машин, оборудования (24,7% от общей суммы).
За счет собственных средств организаций профинансировано 57,9% инвестиций, или 54,9 млрд рублей. За 2015 год значительно возросли объемы строительных работ – на 40,7% по сравнению с уровнем 2014 года в сопоставимой оценке (также в основном за счет значительного объема инвестиций в строительство ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»).
Сложившиеся отраслевая структура предпринимательства, структура занятости на малых и средних предприятиях и структура выручки от реализации товаров и услуг свидетельствуют о развитии предпринимательства преимущественно в сфере оптовой, розничной торговли и оказания бытовых услуг населению. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) практически не изменилось: с 2006 года по 2015 год количество индивидуальных предпринимателей выросло с 24 тыс. единиц в 2006 году до 25,8 тыс. единиц в 2015 году. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей Волгограда занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (около 52%). В сфере производства занято 5,9% от всех предпринимателей.
Существенное конкурентное преимущество Волгограда – наличие неиспользуемых производственных площадей с готовой инфраструктурой – может быть реализовано только при условии создания благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды. На этой основе перспективным видится развитие МСП в производственной сфере, в том числе в развитии кооперации с крупными промышленными предприятиями и привлечении малых инновационных производств на инвестиционные площадки Волгограда.
Преимуществами Волгограда в сфере развития экономики могут быть развитие транспортно-логистического комплекса, концентрация существующих и привлечение дополнительных грузопотоков, потенциал развития города в формате агломерации.
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии потребительского рынка Волгограда: произошло не только насыщение рынка разнообразными услугами, но и значительное повышение уровня обслуживания, качества работ и услуг. По обороту розничной торговли Волгоград находится на 10 месте из 13 городов-миллионников Российской Федерации (с оборотом 70,2 тыс. рублей на душу населения), а по покупательской способности – в числе первых (5 место из 13 городов-миллионников Российской Федерации со стоимостью потребительской корзины в 3329,39 рубля).
Не реализован мощный туристический потенциал Волгограда: несмотря на рост количества объектов гостиничного хозяйства и компаний туриндустрии, в 2015 году количество въезжающих в Волгоград туристов составило 430 тыс. человек (в 1980-х годах Волгоград посещало в среднем 2 миллиона туристов ежегодно).
В Волгограде действуют 107 средств коллективного размещения (гостиницы, хостелы, турбазы, санатории), более 1500 предприятий общественного питания, более 50 музейных учреждений и выставочных галерей. Культурно-досуговое обслуживание населения и гостей города осуществляют 7 театров, 9 кинотеатров, 2 концертных зала, 8 музеев, 1 художественная галерея, 8 крупных торгово-развлекательных центров.
2.3. Пространственное развитие и качество городской среды
Во многом территориальное планирование Волгограда и его инфраструктурное обеспечение сформированы на основе его промышленного развития (прибрежная производственная зона Волгограда). Сложившаяся структура планировки Волгограда с «очагами производственной деятельности» в каждом районе Волгограда на текущий момент переживает необходимость в реорганизации территорий, так как многие из них являются ценными с географической точки зрения (прибрежные территории р. Волги), но на текущий момент заброшены или не используются. С этой точки зрения перспективной возможностью развития территории будет ревитализация таких территорий в виде создания общественно-деловых пространств, зон жилой застройки, обустройства креативных пространств и др.
Оценивая состояние улично-дорожной сети, можно сделать вывод, что значительная часть общегородских и районных дорог крайне изношена и исчерпала свою пропускную способность. Постоянные заторы, особенно на общегородских дорогах, существенно снижают скорость движения, ведя к росту транспортных издержек. Основными проблемами развития дорожной отрасли являются низкая пропускная способность улично-дорожной сети, высокий износ автодорог и искусственных сооружений, износ технических средств организации дорожного движения, изолированность населения, проживающего в районах с индивидуальной жилой застройкой, не обеспеченных автодорогами с твердым покрытием; проведенный анализ дорожно-транспортных происшествий выявил свыше 100 очагов аварийности на улично-дорожной сети. Наиболее аварийными являются Дзержинский, Краснооктябрьский, Красноармейский, Центральный районы Волгограда. Более 60% всех автоаварий в Волгограде связано с наездами на пешеходов, что требует принятия незамедлительных мер по соответствующему обустройству улиц.
Кроме этого, наблюдается высокая интенсивность транзитного движения по автодорогам. Это вкупе с общими, значительно более солидными размерами вводимого в Волгоград внешнего транспорта, нуждающегося в предварительном перераспределении по районам Волгограда, требует ускоренного строительства обходных дорог.
Обращает на себя внимание необустроенность главных городских магистралей местными проездами даже в тех случаях, когда они были предусмотрены проектами. Поэтому выезды с поперечных улиц, внутримикрорайонных проездов, автозаправочных станций, станций технического обслуживания и др. производятся непосредственно на основную проезжую часть, что создает многочисленные конфликтные точки и помехи движению транспорта.
В сфере общественного транспорта причиной снижения качества транспортного обслуживания населения являются сокращение и старение муниципального парка автобусов и электротранспорта. Острыми проблемами также являются несоответствие по техническим нормативам существующих автовокзальных комплексов количеству обслуживаемых междугородных и пригородных пассажиров, падение средней скорости движения автотранспортных средств на автодорогах Волгограда до 30 км/ч (транспорта общего пользования – до 20 – 25 км/ч), сокращение и старение парка общественного транспорта, увеличение доли грузового транспорта малой грузоподъемности, нарушения надежности транспортных коммуникаций на связи с Кировским и Красноармейским районами Волгограда. Обращает на себя внимание и то, что трамвайная и троллейбусная сети Волгограда представляют собой локальные разрозненные образования. Кроме того, суммарные территориальные возможности трамвайных и троллейбусных депо не имеют резервов для дальнейшего развития парка подвижного состава.
Одной из важных проблем развития городского пространства остаются неразвитость городских общественных пространств, малое количество благоустроенных общественных мест для отдыха, в том числе отмечается низкий уровень приспособления городской среды (инфраструктуры) для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Серьезной проблемой являются отсутствие единого стиля визуального оформления городской среды, неэстетичная наружная реклама, «граффити» на фасадах домов, что разрушает облик Волгограда, особенно в культурно-исторической части центра Волгограда и на набережной.
В сфере озеленения Волгограда также можно отметить недостаточность покрытия городских пространств зелеными насаждениями (13 кв. м в 2015 году на человека против 23 кв. м по нормативу, указанному в Генеральном плане Волгограда). В свою очередь недостаточная озелененность оказывает сильное влияние на благоустройство городской территории, ее качество и привлекательность для жителей и гостей города. Серьезной проблемой является необустроенность рекреационных зон береговой линии, пляжей.
Для Волгограда характерна индустриальная урбанистика, с высокой концентрацией населения, насыщенностью производственных объектов и транспортных средств, что способствует высокому уровню негативного воздействия на окружающую среду – в целом экологическая ситуация неблагоприятна, наличествует обострение проблемы утилизации отходов.
За последние 10 лет отмечается устойчивый рост показателя ввода жилья на человека в год – с 0,3 кв. м на душу населения в 2006 году до 0,5 кв. м в 2015 году (построено более 4 млн кв. м жилья). Вместе с тем данный показатель характеризуется как низкий среди референтных городов.
Общее количество многоквартирных домов в Волгограде составляет 5561. Остро стоит проблема износа объектов жилищно-коммунального обеспечения. Имеются проблемы с благоустройством внутридворовых территорий, что вызывает закономерное недовольство горожан.
На территории Волгограда создано 274 товарищества собственников жилья и функционирует 78 организаций, имеющих лицензию на осуществление предпринимательской деятельности и оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
На территории Волгограда в настоящее время в многоквартирных домах эксплуатируется 4342 лифта, из них 2109 лифтов по состоянию на 01 января 2014 г. отработали нормативный срок службы и включены в приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области от 27 июля 2015 г. № 103-ОД «Об утверждении перечня многоквартирных домов, в которых установлено лифтовое оборудование, отработавшее нормативный срок службы по состоянию на 01 января 2014 года».
Протяженность водопроводной сети составляет 2253,34 км, из которых 821 км изношен на 100%. Протяженность канализационной сети составляет 1170,7 км, из которых более 550,8 км требуют немедленной замены. В целом износ основных фондов водопроводно-канализационного хозяйства составляет свыше 80%. В целях развития инженерной инфраструктуры необходимо привлечение в отрасль крупномасштабных инвестиций на долгосрочной основе с выработкой на законодательном уровне механизма их возврата.
Электроснабжение Волгограда осуществляется через опорные городские подстанции. Электрические сети работают в режиме максимальной нагрузки, имеются проблемы с пропускной способностью в частном секторе в связи с отставанием темпов модернизации и реконструкции от увеличения объемов потребления.
2.4. Местное самоуправление
Жители Волгограда демонстрируют невысокую электоральную и гражданскую активность, выражая при этом неудовлетворенность жизнью в городе.
Информационная среда Волгограда разрознена и не формирует позитивной городской идентичности. Население слабо информировано о городских мероприятиях, культурной жизни города.
Перспективными направлениями являются:
развитие механизмов местного самоуправления, коммуникационных площадок эффективной обратной связи с гражданским обществом, в том числе с использованием современных информационных технологий;
формирование единого информационного пространства, нацеленного на создание позитивной городской идентичности, предоставление возможности выражения гражданской позиции каждому жителю города.
Волгоград имеет предпосылки к динамичному развитию информационно-коммуникационных технологий и сферы высокотехнологичных информационных услуг. Уровень проникновения технологий беспроводного доступа в сеть Интернет соответствует уровню наиболее технологически развитых городов мира: например, покрытие технологией 3G составляет 80% территории Волгограда. Монтированная емкость по технологии проводного широкополосного доступа позволяет подключить до 88% домохозяйств Волгограда.