Новости

Опера «Сказки Гофмана» в постановке «Царицынской оперы»

14.10.2022

Опера «Сказки Гофмана» в постановке «Царицынской оперы»

С нашей сегодняшней презентацией мы возвращаемся на нашу стартовую точку: в театр оперы и балета «Царицынская опера». Автор выступления – Ариадна Рубцова студентка группы ВИС-4 факультета СПО Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова. Ее руководитель – преподаватель ПЦК «Теория музыки» Екатерина Леонидовна Алтунина

Премьера спектакля на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 13 мая 2022 года. Оригинальная концепция и кропотливая постановочная работа – заслуга приглашенного в театр известного российского оперного режиссера Михаила Панджавидзе. Вскрыть смыслы и расставить акценты в этой многослойной, неоднозначной, порой абсурдной постановке, а также визуализировать фантастические видения и кошмары гениального сказочника ему удалось благодаря талантливой сценографии театрального художника из Германии Гарри Гуммеля и костюмам, созданным московской художницей Татьяной Кондрычиной.

Жак Оффенбах (20.06.1819 – 5.10.1880)
Жак Оффенбах принадлежит к числу видных французских композиторов второй половины XIX века. Он создал 6 опер, ряд романсов и вокальных ансамблей, но основной жанр его творчества – оперетта (их было написано около 100). Сюжеты его оперетт разнообразны: здесь и античность («Орфей в аду», «Прекрасная Елена»), и образы популярных сказок («Синяя Борода»), и средневековье («Женевьева Брабантская»), и перуанская экзотика («Перикола»), и реальные события из французской истории XVIII века («Мадам Фавар»), и быт современников («Парижская жизнь»), и т. д. Но все это внешнее разнообразие объединено основной темой – изображением современных нравов.

Первоисточник и история создания оперы «Сказки Гофмана»:
В 1851 году в Париже была поставлена пьеса Мишеля Карре и Жюля Барбье «Сказки Гофмана», представлявшая собой переработку рассказов Гофмана («Песочный человек», «Сказка о потерянном отражении» и «Советник Креспель»), в качестве главного героя всех трёх историй выступал сам писатель. Позже Барбье переработал пьесу в либретто. Оффенбах интенсивно работал над оперой вплоть до своей смерти в 1880 году, однако не успел её закончить. Первое действие он оркестровал сам; остальное суждено было сделать композитору Эрнесту Гиро. Опера имела огромный успех в Париже 10 февраля 1881 года, где уже в первый сезон была исполнена 101 раз.

Краткое содержание оперы:
Действие разворачивается в нюрнбергской таверне. В разгар дружеского застолья поэт, композитор и безудержный гуляка Гофман, влюбленный в примадонну Стеллу, рассказывает три любовные истории из своей жизни. Все они заканчиваются для поэта печально. Куртизанка, актриса Джульетта оказывается мошенницей, исполняющей задание своего импресарио. Юная влюбленная Антония умирает от неизлечимой болезни. Красавица Олимпия превращается в уродливую механическую куклу. Однако все женщины талантливого рассказчика – это лишь отражение Стеллы, единственной и неповторимой его возлюбленной. Сама жизнь Гофмана, так же иллюзорна, как его любовные увлечения и романтические фантазии. Это всего лишь сказки для веселой толпы, подогретых алкоголем студентов. Их автор, погруженный в галлюцинации и окончательно потерявший связь с реальностью, исчезнет, растворившись в винных парах.

О моём любимом герое Гофмане рассказывает исполнитель его роли – Виталий Ревякин:
«Гофман нашего спектакля – человек Богемы, опустившийся, развратный, проматывающий деньги, алкоголик. В улыбке его я вижу боль. Боль от того, что душа творца не нашла выхода своей энергии. В какой-то степени я узнаю в нём и себя – творчество, ищущее признания. Мне этим дорог этот человек. Мне очень нравится эпизод признания музы. Гофман растворяется в ней, исчезает из нашего мира, вырывается из своего колеса сансары. Я верю, что в этот момент он обретает покой».

От режиссёра постановки – Михаила Панджавидзе:
«Это история человека, который в поисках настоящей любви предал свою душу, отдав ее дьяволу. Философ Никлаус становится олицетворением Мефистофеля. С помощью алкоголя он губит таланты и забирает их себе, прельщая музой искусства, новыми знаниями, запретными удовольствиями. В своих галлюцинациях Гофман забирается все глубже, приходя к одиночеству и пустоте. Опера заканчивается развоплощением главного героя, он перестает существовать».




...назад