IsCookeless:
SessionID:

Новости

Ребенок в приёмной семье: советы специалиста

27.04.2021

Ребенок в приёмной семье: советы специалиста

Одно из самых важных прав каждого ребенка – право на воспитание в семье. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, лучше жить в приемной семье, чем в детском учреждении.

Существует много моделей семьи: полная (где есть отец и мать), неполная (с одним родителем, чаще матерью), смешанные (при повторных браках) семьи, имеющие усыновленных или приемных детей. Особое место среди различных моделей семьи занимает приемная семья, в которой вместе с родными детьми живут  приемные.

На первый взгляд может показаться, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания родных. Действительно, задачи воспитания и родных, и приемных одинаковы, особенно если приемные дети - маленькие. Однако есть и особые моменты, которые нужно знать и учитывать приемным родителям. Им понадобится умение помочь приемным детям войти в семью. А это очень непросто — создавать условия для адаптации так, чтобы дети почувствовали себя полноправными членами новой семьи.

Важно понимать, что приёмный ребёнок всегда дитя двух (иногда трех, четырех) семей. Рожден в одной, воспитывается в другой. И ему надо что-то с этим делать, как-то это осознать, пережить, принять.  Родители должны это осознать и принять сами, чтобы помочь ребёнку пережить события в его жизни.

В начале любой истории  приемного ребенка лежит боль. Позже  история может стать светлой, доброй, теплой, полной любви и радости. Но  начинается она всегда с боли. С того,  что ребенок был оторван от своих родителей, по их ли решению, по воле ли злого рока или государственных служб, но то положение дел, которое задумано природой: дитя на руках у своей матери или отца, рядом с ними, под их защитой и заботой, – было нарушено, сломано. Европейские коллеги так и называют приемных родителей: «специалисты по потере».

Эти дети имеют свой жизненный опыт, приобретенный в детском доме, в неблагополучной семье. Новые условия приемной семьи смягчают, но не устраняют чувство оторванности от прежней жизни, приобретенных привычек, привязанностей. У каждого ребенка индивидуальные проблемы, которые необходимо решить. Для этого родителям нужны хотя бы элементарные знания по педагогике, психологии и медицине. Это необходимо потому, что  кроме создания условий для нормальной жизни ребенка, особое внимание  необходимо уделять стрессовым состояниям детей и обеспечить их реабилитацией. И если вы решились принять ребенка в свою семью, то это значит, что вы беретесь удовлетворить его потребность в любви, в защищенности, поможете узнать цену самому себе, будете развивать его способности, то есть вырастите полноценного человека — творца своей жизни.

Детям, которые находились в детском доме, трудно освоить новые ролевые позиции: члена семьи, сына или дочери. Именно такая позиция не освоена ими, у них, как правило, нет опыта нормальных семейных отношений. Ребенку нужно вести себя по-другому, не так, как в детском доме. А как? Он не знает. Не знает, как относиться к взрослым, к другим детям, какие у него права и обязанности здесь, в новой семье. Где его вещи и игрушки, в какой мере он может владеть другими вещами? Спросите родных детей, как они ответят на вопрос: «Кто ты в семье?» Ответ, вероятнее всего: «Дочь, сын». А приемные дети в первую очередь назовут свое имя, укажут, учеником какого класса они являются. Им трудно осознать себя сыном-дочерью, еще сложнее - братом-сестрой. Известно, что даже у родных братьев и сестер, живущих в интернате или детском доме, нет родственных чувств, желания заботиться друг о друге, быть вместе. Этому нельзя их научить быстро, но стремиться к этому нужно обязательно. Может случиться, что первое время ребенок будет враждебно настроен, ощущать замешательство, испытывать эмоциональный стресс. Для таких детей нужны четкие ориентиры того, что происходит в семье, правила жизни семьи. Кроме того, привыкание - процесс двухсторонний, и уступки должны быть взаимными.

Нужно знать особенности таких детей и быть готовыми к трудностям. Иначе возникает беспомощность, неуверенность в своих силах, даже отвержение детей, вплоть до решения вернуть их в детский дом. Еще хуже, если, не зная, как выйти из такой ситуации, родители начинают прибегать к наказаниям, жестокому обращению с ребенком. Так образуется замкнутый порочный круг: отвержение ребенка растет, а это значит, что он лишается главных потребностей: в защите, любви, в позитивных отношениях с другими детьми и взрослыми.

Приемный родитель должен оптимистично смотреть на жизнь, но в то же время надо стремиться преодолевать возникающие трудности, конструктивно решать конфликты и находить выход из сложных ситуаций. Родителю будет легче понимать ребенка, если он научится видеть, что на самом деле лежит за тем или иным его поведением, в чем нуждается этот маленький человек,  уже успевший за свою короткую жизнь испытать немало неприятностей и разочарований.

 

 

Черноусько Светлана Андреевна

специалист по работе с семьей

ГКУ СО «Ворошиловский центр

социального обслуживания населения»



...назад