19.12.2017
В какой срок работник может обратиться в суд в случае нарушения его трудовых прав и по каким вопросам?
Отвечает помощник прокурора района Григорьева О.Е.
Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст. 392 ТК. Три месяца - это срок исковой давности при обращении в суд за восстановлением нарушенного права. Он применяется во всех случаях, кроме споров об увольнении. Например, если работник или профсоюз в его интересах обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам (далее КТС), давностный срок составляет три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Такой же срок установлен и для тех случаев, когда заявлен иск о восстановлении на работе работника, незаконно переведенного на другую работу, или обращение в суд (к мировому судье) вызвано необоснованным отказом в приеме на работу, а также допущенной работодателем дискриминацией при установлении либо изменении условий труда.
В трехмесячный срок со дня обнаружения нарушения своих прав может обратиться в суд и работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем - физическим лицом.
При обращении в суд с требованием о восстановлении на работе с иском об изменении формулировки причины увольнения устанавливается месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Срок обжалования решения КТС установлен ст. 390 ТК и составляет 10 календарных дней со дня вручения копии решения КТС.
Сроки обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора исчисляются в соответствии со ст. 14 ТК.
Суд может восстановить пропущенные по уважительным причинам сроки для обращения в судебные органы. Традиционно в качестве уважительных причин рассматриваются: болезнь работника, членов его семьи, если это повлекло необходимость осуществления ухода; задержку работодателем оформления увольнения, перевода, выдачи необходимых документов и т.п.
Дела, которые рассматриваются непосредственно в суде, перечислены в ст. 391 ТК. Кроме того, в ряде статей ТК есть указание на рассмотрение того или иного спора в суде.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:
об отказе в приеме на работу;
лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся предпринимателями;
работников религиозных организаций;
лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Помимо перечисленных споров непосредственно в районном суде рассматриваются споры:
о возмещении морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст. 237 ТК);
об обжаловании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принятого по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев (ст. 231 ТК);
о возмещении ущерба, причиненного имуществу работника (ст. 235 ТК);
Кроме того, в суд работник или профсоюз от его имени может обратиться, минуя КТС. Такое возможно в том случае, когда комиссия в организации по каким-либо причинам не создана (не должна создаваться), а также когда работник решил передать дело на рассмотрение районного суда, не обращаясь в КТС.
19.12.2017
В каких случаях должен быть сделан перерасчет платы за воду в связи с временным отсутствием жильцов в квартире и что делать, если в этом отказано?
Отвечает помощник прокурора района Матюшенко Т.А.
Согласно п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Обязанность по установке приборов учета возложена на собственников жилых помещений.
Перерасчет размера платы осуществляется исполнителем услуги в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете, поданного до начала периода его временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания.
К заявлению о перерасчете должны быть приложены документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.
Необоснованный отказ в перерасчете платы обжалуйте в Государственную жилищную инспекцию или в суд.
19.12.2017
Кто должен платить за капитальный ремонт, если в квартире никто не прописан и не живет?
Отвечает заместитель прокурора района Кирьянов Ю.В.
Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) включен в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на выполнение капитального ремонта общего имущества - обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме так же определена частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса.
Тот факт, что в жилом помещении в МКД никто не прописан и не проживает, не освобождает собственника помещения в МКД от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе от уплаты взноса на капитальный ремонт.
Случай, когда в жилом помещении никто не проживает, следует рассматривать как неиспользование собственником помещения. Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан перерасчет платежей за период временного отсутствия граждан осуществляется только за отдельные виды коммунальных услуг, в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.
Взнос на капитальный ремонт не является коммунальной услугой, а это означает, что перерасчет по взносам на капитальный ремонт в связи с отсутствием проживающих в жилом помещении законодательством не предусмотрен.
08.06.2017
Вопрос: «Каков порядок принятия решения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу?»
На вопрос отвечает помощник прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Т.А. Травянова:
«Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.
Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее - перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.
Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.
После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности. В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса. Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.
Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования - до дня вступления в силу решения суда.
Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:
- ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
- расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
- расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
- получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования».
08.06.2017
Вопрос: «Кто несет ответственность за некачественное содержание дорог и в каком размере?»
На вопрос отвечает заместитель прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Ю.В. Кирьянов:
«Федеральным законом от 7 марта 2017 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии с внесенными изменениями в статью 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) увеличены размеры штрафов за правонарушения, допущенные при ремонте и содержании дорог.
Так, для должностных лиц он составляет от 20000 до 30000 рублей, для организаций - от 200000 до 300000 рублей.
В случае, если несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, размер штрафа для должностных лиц составит от 50000 до 100000 рублей, для юридических лиц – от 400000 до 500000 рублей.
Рассмотрение дел о вышеперечисленных правонарушениях передано судьям.
Кроме того, статья 19.5 КоАП РФ дополнена положениями, предусматривающими ответственность за невыполнение в срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за повторное совершение данного правонарушения».
08.06.2017
Вопрос: «Я являюсь ребенком-сиротой, в настоящее время не работаю. Какие льготы я имею?»
На вопрос отвечает заместитель прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Ю.В. Кирьянов:
«Федеральным законом от 01.05.2017 № 89-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Впервые ищущим работу и впервые признанным безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Общий период выплаты пособия по безработице и стипендии в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации не может превышать шесть месяцев.
По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных, а также при достижении 23 лет пособие по безработице и стипендия выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Законом предусматривается обязанность работодателя обеспечить указанным лицам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством у данного или другого работодателя».
08.06.2017
Вопрос: «Есть ли ограничения в выборе имени ребенку при рождении?»
На вопрос отвечает заместитель прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Ю.В. Кирьянов:
«С 12 мая 2017 года вступили в силу изменения, внесенные федеральным законом от 01.05.2017 № 94-ФЗ в Семейный кодекс Российской Федерации и Закон «Об актах гражданского состояния».
Так, статья 58 Семейного кодекса РФ дополнена положением, в соответствии с которым при выборе родителями имени ребенка не допускается использование в его имени цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы.
Кроме того, уточнено, что фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.
В ранее действующей редакции было предусмотрено, что фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей».
08.06.2017
Вопрос: «Какая ответственность ждет водителя за отказ от медицинского освидетельствования?»
На вопрос отвечает заместитель прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Ю.В. Кирьянов:
«Вопрос установления административной ответственности за отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования недавно послужил предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда РФ от 28 марта 2017 года гражданину было отказано в принятии жалобы. По мнению заявителя, установление административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (часть 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку допускает принуждение гражданина свидетельствовать против себя и позволяет назначить наказание без учета всех обстоятельств дела.
Суд указал, что данная норма направлена на обеспечение безопасности дорожного движения, предупреждение правонарушений в области дорожного движения и охрану прав и свобод всех участников дорожного движения.
Медицинское освидетельствование, позволяющее объективно установить, управлял ли водитель транспортным средством в состоянии опьянения, является процессуальным действием, при проведении которого лицо не делает никаких заявлений о своей виновности и не представляет каких-либо доказательств.
Обязанность пройти такое освидетельствование не препятствует гражданину воспользоваться закрепленным в статье 51 Конституции Российской Федерации правом не свидетельствовать против себя.».
08.06.2017
Вопрос: «Каков порядок предоставления отпусков муниципальным служащим?»
На вопрос отвечает заместитель прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Ю.В. Кирьянов:
«Федеральным законом от 01.05.2017 №90-ФЗ внесены изменения в статью 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии с изменениями, муниципальному служащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.
Кроме того, исключено положение, согласно которому для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности.
С даты вступления в силу поправок ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска будут предоставляться муниципальному служащему за выслугу лет продолжительностью не более 10 календарных дней. Ранее предусматривалось не более 15.
При этом уточняется, что сохраняется право муниципальных служащих, имеющих на день вступления в силу настоящего закона неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков. Изменения вступили в действие с 12 мая 2017 года».
08.06.2017
Вопрос: «В каких случаях прекращаются административные производства в отношении юридических лиц?»
На вопрос отвечает прокурор Краснооктябрьского района г.Волгограда Д.И. Цымлов:
«С 28 апреля 2017 года вступил в действие федеральный закон от 17.04.2017 №68-ФЗ, которым внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно принятым поправкам, внесенным в статью 24.5 КоАП РФ, предусматривающей обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Кроме того, в соответствии с изменениями в статью 31.7 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления также в случае внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, привлеченного к административной ответственности, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), и в случае внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности, из единого государственного реестра юридических лиц».