29.12.2020
Отвечает старший помощник прокурора района Виноградова С.А.: Частью 1 ст. 21, ч. 1 ст. 37, подп. 55 ст. 5 УПК РФ за прокурором закреплено полномочие по осуществлению уголовного преследования, под которым понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. В силу требований подп. 8 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор уполномочен участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении этой меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК. В ходе рассмотрения ходатайств следователя, возбужденных в порядке ст. 165 УПК, суд решает вопрос об ограничении гарантированных Конституцией РФ прав человека и гражданина. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 29 июня 2004 г. N 13-П, разделение уголовно-процессуальных функций согласно принципу состязательности не освобождает должностных лиц государственных органов - участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения от выполнения при расследовании преступлений и участии в судебном разбирательстве уголовных дел конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, иного ограничения прав и свобод. В этом проявляется государственный интерес, и обеспечить его реализацию обязан прежде всего прокурор. Таким образом, правовая позиция Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что прокурор, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов на территории Российской Федерации, обязан использовать весь объем полномочий, защищать права и свободы человека.
29.12.2020
Отвечает помощник прокурора района Каменев Г.В.: На сегодняшний момент типичная кража в России выглядит следующим образом. Виновный совершает хищение сумки или кошелька, как правило, находит внутри банковские карты, используя которые, похищает денежные средства, находящиеся в банке на лицевом счете потерпевшего, доступ к которому обеспечивается похищенной банковской картой. Многие современные карты позволяют расплачиваться ими через платежные терминалы (POS-терминалы) на сумму до одной тысячи рублей без использования PIN-кода. Используя эту особенность, лицо, похитившее карту, идет по магазинам и многократно совершает покупки, не превышая при каждой покупке лимит в одну тысячу рублей. Вариантов квалификации подобного хищения много, что создает проблемы. Часто деяние квалифицируется как одно продолжаемое хищение. К стоимости похищенной сумки (кошелька) и находящегося внутри имущества приплюсовываются деньги, похищенные путем использования похищенной карты. Если квалифицировать хищение безналичных денег в приведенном примере как самостоятельное преступление, то оно может быть квалифицировано по ст. 159.3 УК РФ как мошенничество с использованием электронных средств платежа, поскольку банковская платежная карта согласно п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" относится к электронным средствам платежа. Однако будет ли такой обман способом совершения мошенничества в описываемом нами случае? Для ответа на заданный вопрос воспользуемся методом мысленного исключения. Исключим обман относительно принадлежности карты из цепочки причинно-следственной связи. Допустим, продавец знает или предполагает, что предъявляемая к оплате карта не принадлежит покупателю. Примет ли он в таком случае карту к оплате? На этот вопрос следует ответить положительно, поскольку у продавца нет установленной законом обязанности убедиться в принадлежности карты покупателю и отказаться ее принять, если карта покупателю не принадлежит. При ежедневных покупках мы видим, что продавцы не проверяют принадлежность карты, более того, даже не берут ее в руки, а передают покупателю платежный терминал, используя который, покупатель сам осуществляет оплату. В смоделированном нами примере мы исключили обман, но преступный результат в виде хищения денег все равно наступил. Следовательно, обман не является способом хищения, поскольку деньги похищаются и без его использования. Наверное, по этой причине следователи и дознаватели не устанавливают и не допрашивают тех продавцов, которых якобы обманули. Таким образом, квалификация хищения путем оплаты товаров похищенной или найденной банковской картой по ст. 159.3 УК не является верной.
29.12.2020
Отвечает помощник прокурора района Каменев Г.В.: В декабре 2019 года в ст. 307 УК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми вместо "предварительного расследования", "предварительного следствия" и "дознания" стало использоваться понятие "досудебное производство". Поэтому если ранее в рассматриваемой статье речь шла только о стадии предварительного расследования, то теперь о досудебном производстве в целом, под которым в уголовном процессе понимается уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 ст. 5 УПК РФ). В результате законодатель распространил уголовную ответственность за заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод на стадию возбуждения уголовного дела. Представляется, что обозначенные положения будут иметь определенные последствия для практики уголовного судопроизводства. Так, одним из главных итогов редакции ст. 307 УК РФ является окончательное решение давнего вопроса о допустимости судебной экспертизы до начала предварительного расследования и признания полученного таким образом заключения эксперта доказательством по уголовному делу. Вместе с тем признаки целого ряда преступлений (например, предусмотренных ст. 111 - 115, 222, 222.1, 228, 228.1 УК РФ и др.) не могут быть установлены в достаточных для возбуждения уголовного дела пределах без производства различного рода исследований. Поэтому в 2010 г. ч. 1 ст. 144 УПК РФ была дополнена такими проверочными действиями, как исследования документов, предметов, трупов, а также привлечение к ним специалистов.
29.12.2020
Отвечает помощник прокурора района Григорьева О.Е. Управляющая организация в силу п.п. «и», «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, должна следить за исправностью общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, в том числе, проводить поверку приборов учета. В соответствии с п. Пунктом 59(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при нахождении ОДПУ отопления на поверке начисление платы за отопление жителям в течение первых трех месяцев производится по среднемесячному потреблению дома за предыдущий год, за четвертый и последующие месяцы - по нормативу потребления коммунальных услуг. Нормативы по отоплению установлены постановлением УРТ Администрации Волгоградской области от 08.07.2012 № 23: для домов этажностью менее 5 этажей норматив составляет 0,035 Гкал/м.кв., для домов выше 5 этажей – 0,023 Гкал/м.кв. Срок поверки ОДПУ тепла устанавливается в договоре между управляющей организацией и специализированной организацией проводящей поверку.
29.12.2020
Отвечает помощник прокурора района Дегтяренко О.С.: Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает. Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами. Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление. Таким образом, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления гражданина. В случае если гражданин считает, что ему путевка должна быть предоставлена ранее сложившейся очередности, он вправе самостоятельно обратиться с исковым заявлением в суд.
29.12.2020
Отвечает помощник прокурора района Матюшенко Т.А.: Граждане в соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ вправе оплатить коммунальные ресурсы исполнителю услуг (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК) либо напрямую ресурсоснабжающим организациям. Решение о переходе на прямые расчеты может быть принято в соответствии с п.п. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в многоквартирных домах, где создано ТСЖ или иной специализированный кооператив, а также в многоквартирном доме, находящемся в управлении управляющей компании. Собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья управляющей организацией, которые отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. При наличии исполнителя коммунальных ресурсов производить оплату коммунальных ресурсов ресурсоснабжающим организациям жители вправе только после проведения указанного выше общего собрания собственников по данному вопросу, уведомления исполнителя и заключения жителями договоров с ресурсоснабжающей организацией.
29.12.2020
Отвечает помощник прокурора района Тришкин В.Ю.: Решение об использовании земельных участков, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах, в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ, принимается на общем собрании собственников. Общим собранием рассматриваются вопросы о площади предоставляемого земельного участка, сроках размещения объекта, использования денежных средств от размещения объекта. По результатам собрания управляющей компанией с хозяйствующим субъектом заключается договор аренды земельного участка. При отсутствии решения общего собрания заключение управляющей компанией договора аренды земельного участка является незаконным. В случае незаконного размещения нестационарного объекта собственники помещений в многоквартирном доме согласно ст. 304 Гражданского кодекса РФ вправе обратиться в суд с исковым заявлением об устранении препятствий в пользовании имуществом путем сноса (демонтажа) самовольно установленного нестационарного объекта. Кроме того, при наличии сомнений в законности проведения общего собрания собственники вправе обратиться в органы полиции с заявлением о фальсификации протокола общего собрания.
29.12.2020
Отвечает старший помощник прокурора района Ершова А.С.: Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки (ч. 1 ст. 3 Федерального закона №230-ФЗ О контроле за соответствием расходов, замещающих государственные и иные должности и иных лиц по доходам»)
29.12.2020
Отвечает помощник прокурора района Григорьева О.Е. В случае несогласия с действиями (бездействиями) сотрудников Вы вправе обжаловать их в порядке, установленном ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), в судебном порядке. Пунктом 2 части 1 статьи 1 КАС РФ предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
29.12.2020
Отвечает помощник прокурора района Репин А.В.: Анализ транспортного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев в качестве гражданско-правовой ответственности устанавливаются пени, штрафы или суммы, рассчитанные в зависимости от размера платы за перевозку. Данные санкции представляют собой разновидность неустойки. При исчислении неустойки к возмещению со стороны ответчика могут быть предъявлены достаточно существенные суммы (например, взыскание штрафа в десятикратном размере стоимости перевозки грузобагажа), не соразмерные последствиям нарушения обязательств. Для восстановления баланса интересов может быть применена ст. 333 ГК РФ, которая дает суду право уменьшить размер исчисленной неустойки. Несмотря на то что применение ст. 333 ГК РФ достаточно подробно разъяснено в Постановлении Пленума ВС РФ N 7, на практике возникают определенные сложности. В большей степени они связаны с тем, что нет законодательного закрепления четкого перечня критериев, позволяющих применить ст. 333 ГК РФ. Суд, руководствуясь п. 1 ст. 71 АПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле документов, оценивает представленные в материалах доказательства и устанавливает объем последствий нарушения. Исходя из конкретных обстоятельств спора, сути взаимоотношений сторон, анализируя каждое дело индивидуально, суд определяет наличие возможности снижения неустойки. С практической точки зрения сложность возникает в связи с тем, что участники правоотношений до разрешения дела судом не знают точно, будет ли та или иная начисленная неустойка признана судом соразмерной, так как ни на легальном уровне, ни в постановлениях высших судебных инстанций не существует единых критериев определения соразмерности неустойки.