12.05.2020
Вопрос: Можно ли передать права и обязанности по договору аренды муниципального земельного участка, заключенному на торгах более чем на пять лет?
Отвечает помощник прокурора района Тришкин В.Ю.:
Арендатор вправе передавать свои права и обязанности по заключенному на торгах на срок более пяти лет договору аренды муниципального земельного участка третьему лицу при условии уведомления арендодателя
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Кроме того, законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (ст. 607 ГК РФ).
Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом (п. 7 ст. 448 ГК РФ).
При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ, без согласия арендодателя при условии его уведомления (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).
Таким образом, исходя из приоритета норм земельного законодательства и в соответствии с п. п. 5 и 9 ст. 22 ЗК РФ передача прав и обязанностей арендатора земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, по соответствующему договору, в том числе заключенному по результатам торгов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, третьему лицу возможна.
08.05.2020
Вопрос: Слышала о возможности оформления трудовой книжки в электронной форме, как это можно сделать?
С 01.01.2020 у работников появилась возможность получения трудовой книжки в электронном формате.
Для ее оформления представителем работодателя формируется информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в целях хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
В сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора и др.
При устройстве на новую работу свой трудовой стаж можно будет подтвердить предоставив вышеназванные сведения о трудовой деятельности.
Сведения предоставляются лицом, поступающим на работу.
06.05.2020
Вопрос: В результате ДТП с участием двух автомобилей был причинен вред моему здоровью. Гражданская ответственность водителей этих транспортных средств застрахована разными страховыми компаниями. Могу ли я потребовать выплатить мне возмещение за причиненный вред здоровью с каждой из них? Или только с той, в которой застрахована ответственность виновника ДТП?
Отвечает помощник прокурора района Каменев Г.В.:
Как установлено в ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе при использовании транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Такая обязанность возникает, если они не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия этих источников (в данном случае – транспортных средств при их столкновении), то есть ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности.
В силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
При этом страховым случаем по договору ОСАГО будет являться наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Таким образом, при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности, ответственность наступает для каждого из владельцев транспортных средств, так как имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО.
Соответственно взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном Законом об ОСАГО, должно производиться одновременно как со страховщика, у которого застрахована гражданская ответственность виновника ДТП, так и со страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность иного участника.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года, а также в определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2017 г. N 9-КГ17-8.
30.04.2020
Вопрос: Какие существуют гарантии о доступности транспортных средств для пассажиров из числа инвалидов?
Отвечает помощник прокурора района Дегтяренко О.С.:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Приказом Минтранса России от 01.12.2015 N 347 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и объектов осуществляется перевозчиками и владельцами объектов, оказывающими услуги, связанные с перевозками на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте пассажиров.
Таким образом, на перевозчиков возлагается обязанность по оснащению транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
28.04.2020
Вопрос: Существуют ли негативные последствия при уклонении от оформления трудового договора?
Отвечает помощник прокурора района Дегтяренко О.С.:
В современных условиях граждане все чаще стали соглашаться на трудоустройство граждан без оформления трудовых договоров.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Несмотря на это, работодатели игнорируют требования закона и не заключают с работниками трудовые договоры.
Для признания факта наличия трудовых отношений суды учитывают показания свидетелей, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, оплату выполненной работы и другие обстоятельства.
При отсутствии доказательств получения заработной платы, отказа работодателя предоставить суду сведения о получении выплат, суд будет рассчитывать выплаты по минимальному размеру оплаты труда в регионе.
24.04.2020
Вопрос государственного гражданского служащего: предусмотрена ли возможность закрепленная законодательством на изменение сроков предоставления деклараций на государственных служащих и членов его семьи в связи с карантинными мероприятиями COVID-19, установленных на территории Российской Федерации?
Отвечает старший помощник прокурора района Ершова А.С.: срок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2019 по 31.12.2019 на основании Указа Президента РФ от 17.04.2020 продлен до 01.08.2020 включительно.
24.04.2020
Вопрос необходимо ли предоставлять декларацию на несовершеннолетнего ребенка, достигшего 16 летнего возраста, но призванного судом полностью эмансипированным?
Отвечает старший помощник прокурора района Ершова А.С.: часть первая статьи 8 Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не дает возможность не предоставлять сведения на несовершеннолетнего ребенка, даже в том в случае, если он признан судом эмансипированным.
22.04.2020
Вопрос: Наступает ли уголовная ответственность за укрывательство преступлений?
Отвечает старший помощник прокурора района Волчанский В.Н.:
Укрывательство преступления является одной из форм причастности лица к его совершению и нередко является причиной того, что совершённое преступление правоохранительным органам не удается раскрыть.
В этой связи законодатель установил уголовную ответственность за заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления, что предусмотрено статьей 316 Уголовного кодекса РФ.
Данной нормой предусмотрена ответственность только за заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления, те же действия, совершённые лицом, относительно иной категории преступлений (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкое преступление) не влекут уголовной ответственности.
Например, к особо тяжким преступлениям относятся: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), изнасилование (ч. 3-5 ст. 131 УК РФ), разбой (ч.ч. 3-4 ст. 162 УК РФ) и другие.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.
Укрывательство преступления прежде всего выражается в активных действиях лица, направленных на сокрытие самого преступления, его орудий и предметов, следов, а также на укрывательство лица, совершившего преступление.
Так, укрывательство преступника - это сокрытие лица, совершившего преступление, предоставление ему убежища, транспортного средства, помощь в изменении его внешнего вида, снабжение подложным или чужим паспортом и другие действия.
Под укрывательством средств или орудий совершения преступления также понимается либо их сокрытие, а именно перенос в другое место, припрятывание и др., либо их уничтожение или изменение внешнего вида.
Следует отметить, что сокрытие следов преступления означает их уничтожение.
Преступление считается оконченным с момента совершения действия, направленного на сокрытие преступления или совершившего его лица, независимо от наступивших последствий.
Уголовный закон не определяет, в течение какого времени после совершения особо тяжкого преступления может осуществляться его укрывательство, однако по смыслу закона это возможно в течение срока давности до момента раскрытия преступления.
Ответственность за укрывательство преступления наступает с 16 лет, при этом, не подлежат ответственности супруг или близкий родственник лица, совершившего особо тяжкое преступление.
За совершение указанного преступления наступает ответственность в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Действия лица, которое заранее обещало скрыть преступника, средства или орудия преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путём, расцениваются законодателем как пособничество в совершении того же преступления что и действия иных лиц, которые его совершили (исполнитель, организатор либо подстрекатель) и квалифицируются по той же статье уголовного закона, по которой и наступает его ответственность.
20.04.2020
Вопрос: Как изменилось в 2020 году законодательство о распространении заведомо ложной информации?
Отвечает старший помощник прокурора района Волчанский В.Н.:
Федеральным законом от 01.04.2020 № 100 Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) дополнен статьями, предусматривающими уголовную ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации.
Так, согласно ст. 207.1. УК РФ за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств предусмотрена уголовная ответственность в размере от 300 до 700 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.
При этом обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Также введена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека.
Такие деяния наказываются штрафом в размере от 700 тыс. до 1,5 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В случае если указанные действия повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 1,5 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Федеральный закон вступил в законную силу.
24.12.2019
Кто несет ответственность за некачественное содержание дорог и в каком размере?
На вопрос отвечает помощник прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Т.А. Матюшенко:
«Федеральным законом от 7 марта 2017 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии с внесенными изменениями в статью 12.34 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) увеличены размеры штрафов за правонарушения, допущенные при ремонте и содержании дорог.
Так, для должностных лиц он составляет от 20000 до 30000 рублей, для организаций - от 200000 до 300000 рублей.
В случае, если несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, размер штрафа для должностных лиц составит от 50000 до 100000 рублей, для юридических лиц – от 400000 до 500000 рублей.
Рассмотрение дел о вышеперечисленных правонарушениях передано судьям.
Кроме того, статья 19.5 КоАП РФ дополнена положениями, предусматривающими ответственность за невыполнение в срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за повторное совершение данного правонарушения».